СЛЕДЫ ИЕЗУИТОВ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Тип статьи:
Авторская

«Цель оправдывает средства!»

Главный принцип иезуитов.


            Окончание Смутного времени ознаменовалось перемирием с Польско-литовским государством. По мирному договору 1618 года Москва уступала Бельский и Усвятский уезды, но оставляла за собой Торопец и Старцеву волость, которая стала порубежной сразу с трёх сторон!
            Усвят на юго-западе; Велиж на юге; Белый, с рубежом по Двине, на востоке; Бибирева волость (с центром в селе Бибирево) вплоть до современного Андреаполя, на северо-востоке – всё это были уже заграничные земли.

            Интересный факт: практически на этих границах, лишь немного  расширив их, остановился фронт в феврале 1942 года.

             Тем не менее, окончание Смуты и воцарение Романовых, принесло на нашу землю долгожданный мир. По заключённому перемирию, торговые люди вновь могли переходить границу. Более того, у многих, по разную сторону рубежа были родственники и знакомые.
            У крестьян даже появилась возможность выбора, на какой территории жить: на русской или литовской (Хотя власти и пытались ограничить такие перемещения, получалось это плохо). [1] На русской стороне было разорение, на литовской – жестокие притеснения по религиозному признаку.
            Мы уже упоминали притеснения, которым подвергалось православное население Польско-литовского государства. Цель такой политики была заставить русских принять католическую веру, или хотя бы заключить унию с Римом (Такое соглашение предусматривало внешнее сохранение православного обряда и традиций, но однозначное духовное подчинение Папе Римскому). [2]
            Встретив решительный отпор и не достигнув цели в лоб, католическое духовенство решило изменить тактику: «Если мы не можем покорить вас, мы воспитаем ваших детей!» Католический монашеский орден Иезуитов* стал развивать обширную сеть представительств на традиционных православных территориях. При каждом таком представительстве появлялась бесплатная школа, куда набирали детей всех сословий. «Все учебные предметы в этих школах были так тонко идеологизированы, что дети сами делали выводы, нужные наставникам». [4]

Изображение

            «В 1579 году открылась коллегия в Вильно, в 1582 году — в Полоцке, в 1584 году — в Несвиже, в 1606 году — в Луцке, в 1608 году — во Львове, в 1612 году — в Орше, в 1614 году — в Каменец-Подольске, в 1617 году — в Перемышле, в 1623 году — в Бресте…» [5] 
            Главным поставщиком миссионерских кадров для иезуитов в ВКЛ стала Виленская иезуитская академия.«Она включала все ступени школьного образования, начиная с низших. Всё преподавание велось на латинском языке. Главными предметами обучения были: латынь, схоластическая риторика и богословие». [6] 
            Результат подобной «работы» был налицо: «Иезуиты обратили в католицизм сыновей Радзивилла Чёрного, Льва Сапегу, Ивана Чарторыйского, Ивана Ходкевича». [7] Все эти влиятельнейшие роды ранее исповедовали православие.
            Появилось такое представительство и в селе Бибирево. Видимо, вскоре после 1618 года, там был основан иезуитский монастырь и при нём «медные копи». [8] Это был важный северный форпост недавно созданной Смоленской Римско-католической епархии. Бибирево, находящееся на Большой Московской дороге (так в те годы именовался старый Торопецкий тракт), было ближайшим к Торопцу «литовским» селом и очень удобным пунктом для выполнения «специальных миссий». Иезуиты постоянно вели активную разведку соседних русских уездов, вызнавая «положение дел»:
            «Например, 23 июля 1639 года торопецкий воевода узнал, что из-за литовского рубежа – соседней Бибиревской волости – едет в город Кашпир Шульца, урядник ксендза Станислава Косинского «для его дела». Несмотря на запрет, урядник вместе со своим слугой всё-таки как-то проехал в Торопец и остановился на посаде у одного ямщика. Посланному к нему воеводой дворянину как ни в чём не бывало заявил, что «приехал в Торопец и привёл с собой две лошади продать, да купить мягкой рухляди (меха)»». [9]

Изображение
Бибирево на Дорожной карте Российской империи 1809 года

            Наши воеводы, вели свою разведку, засылая в литовские земли, под видом торговых людей, своих лазутчиков. Так, в 1625 году, лазутчик Кононко Прокофьев проведал, что смоленский воевода Александр Гонсевский собирается в очередной рейд на Старцеву волость. В пограничный Вережунский острожек тут же отправили подкрепление, а ««всяким людям с женами и детьми» было велено немедленно ехать в безопасный Торопец». [10]
            «Окучивали» иезуиты и Велижский уезд, где результатом их деятельности стали первые костёлы (католические храмы). Бывший велижский староста, Гонсевский несомненно был связан с иезуитами (потому так рьяно и разрушал православные храмы). В 1639 году он «основал витебский иезуитский коллегиум, даровал ему 1000 квадратных миль земли на Смоленщине и пристань на Двине». [11] Своего сына Винцента, он отдаёт обучаться в Виленскую иезуитскую академию. [12]

Изображение
Староста велижский, Воевода смоленский Александр Корвин Гонсевский 

            Из этих примеров видно, что тактика иезуитов давала плоды.
            «Однако самым громким иезуитским проектом нужно признать… Украину. Именно здесь в 1595 году иезуитские деятели продавили проект Брестской унии, который вызвал массовое возмущение православного населения, что и привело, в конечном счете, к мятежу Богдана Хмельницкого в 1648 году, и к переходу Гетманщины под протекторат московского царя Алексея Михайловича. То есть результат получился прямо противоположный тому, на который рассчитывали иезуиты». [13]
            Кроме того, именно высокая образовательная активность иезуитов, привела к появлению, по их примеру, уже православных учебных заведений, как в Польско-литовском, так и в Русском государстве. Так, в Москве появилась Славяно-греко-латинская академия, где позже обучался Михаил Ломоносов. Многие традиции, например, вручение золотых медалей за отличную учёбу, были заимствованы именно у иезуитов.

            Интересный факт: В 1582 году в Москву прибыл иезуит Антоний Поссевино. Целью Папского легата было обращение русского Царя в католицизм. Пассевино предложил Ивану Грозному в т.ч. «совершенно бесплатное и ничему не обязывающее» обучение русских детей в Риме.
            Иван Грозный тактично порекомендовал Поссевино самому возвращаться в Рим, отказавшись от всех «очень выгодных» предложений.
            Раздосадованный Поссевино, объясняя полный провал своей миссии, придумал следующую версию: русский Царь – это сумасшедший маньяк. Он даже сына своего убил! (Позже эта версия была подхвачена и растиражирована иными «источниками»)**. [14] Ложь не считалась преступлением для иезуита. Три русские летописи пишут, что царевич мирно «преставися» в Александровой Слободе на пути в Белоозеро.

            Когда в 1654 году Бельский уезд был отбит у Литвы, иезуиты бежали, а их монастырь в Бибирево стал православным.

Изображение
Святой источник на месте разрушенного монастыря в Бибирево (Западнодвинский район Тверской области).

* «Монашеским орден иезуитов назвать можно лишь с огромной натяжкой: члены ордена могли жить в мiру, иметь семьи, носить цивильную одежду, заниматься торговлей и банковским делом, состоять на государственной службе в любой части света… Отличительной чертой иезуитов является духовная «мимикрия» и «приспособленчество» под любые национально-культурные традиции». [3] Главной задачей остаётся продвижение «любыми средствами» влияния католического Рима. Характерно, что должность главы ордена называлась Генерал.
** На Поссевино ссылался и Илья Репин при написании своей знаменитой картины. Так иезуитская ложь стала «историческим фактом».

[1] В. Маевский, С. Денисов, Наша Двина, Тверь, 2004 г., стр. 30
[2] Церковная уния. https://ru.wikipedia.org
[3] Русь и иезуиты. https://poisk-ru.ru/s19832t14.html
[4] Школа Иезуитов. https://ru.wikipedia.org
[5] Там же.
[6] И.А. Чистович, Очерк истории Западно-русской церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chistovich/ocherk-istorii-zapadno-russkoj-tserkvi/1_10
[7] Иезуиты. https://ru.wikipedia.org
[8] Бибирево — Успенская церковь. http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/zapadnodvinskij-rajon/460-bibirevo-uspenskaya-tserkov
[9] В. Маевский, С. Денисов, указ. соч.., стр. 30.
[10] Там же.
[11] Хронология Витебска. https://web.archive.org/web/20080724190255/http://hronos.iatp.by/tardymed/tardymed.html
[12] Винцент Александр Корвин Гонсевский. https://ru.wikipedia.org
[13] Кто такие иезуиты, и почему их не любят. Журнал «Лучик», 12 апреля 2022 г. https://dzen.ru/a/YlSEgZ31BHe9peR8
[14] Версия Антонио Поссевино в книге «Исторические сочинения о России».

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краеведческая карта

Поиск на сайте

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.