ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ ПРИ БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ ГОРОДА ВОТКИНСКА
«Слышите-ль, братья, вы вздохи и стоны,
Слышите-ль зов удручённых семей?!
Гибнут под властью вина миллионы
Честных, но слабых людей…
Спутники пьянства – разврат и безделье,
Бедность, болезни и злая тоска,
Пагубно, лживо-хмельное веселье,
Слёз в нём таится река.
Встаньте на дело, прекрасное дело!
Что нам насмешки! Сомкнёмтесь дружней!
Бог на поможет! Идёмте лишь смело!
Ждёт нас заря лучших дней…»
«Гимн трезвости», 1901 г. [1]
За сто лет, прошедших с восстания Емельяна Пугачёва, положение и быт заводских рабочих (особенно квалифицированных) значительно улучшились. Однако появились новые социальные проблемы, самой пагубной из которых было пьянство. Здоровой реакцией народа стало широкое трезвенническое движение, которое развернулось в Российской империи в конце XIX века. У истоков отдельных обществ трезвости, как правило, стояли неравнодушные священники, а сами общества объединялись вокруг прихода. В конце 1880-х годов накопился обширный опыт, который был изучен и одобрен Синодом. Специальный указ от 1889 года значительно активизировал работу в этом направлении. [2]

Плакат Общества трезвости
Общество трезвости при Воткинском заводе появилось далеко не сразу, хотя озвученная проблема была весьма актуальна. Как писал настоятель Благовещенского собора протоиерей Андрей Иванович Чернышев:
«Большая часть жителей заработки свои и избытки несёт на грязные жертвенники Бахусу, которому устроено здесь уже до семидесяти капищ…» [3]

Воткинское Благочиние не пошло путём быстрого, но формального исполнения высоких распоряжений. Доступный материал (статьи в «Русском Вестнике», «Церковных ведомостях», накопленный епархиальный опыт – общество трезвости в селе Мостовом Сарапульского уезда) показывал, что проблема сложна и многогранна. Кроме обязательной пастырской работы, проповедей и церковных собраний, людям нужно было предложить нечто привлекательное и конкурентоспособное по отношению к рюмочной, а именно: новые и доступные формы отдыха, досуга, культурного развлечения, общения, самообразования, интереснейшего всестороннего развития.
Если деятельность первых обществ трезвости попросту сводилась к составлению общественного приговора «не пить водки», то в своём развитии они стали по сути школами личностного роста. Деятельность такого общества могла быть успешной только с привлечением действительно неординарных и авторитетных людей, готовых к жертвенному общественному служению.
Понимая, что подобный проект закладывается на десятилетия вперёд, 76-летний настоятель поручает работу над ним более молодому священнику – своему сыну – Николаю Андреевичу Чернышеву.
Когда вся подготовительная работы была проведена, отец Николай, находит возможность ещё более укрепить начинание, испросив благословение у авторитетнейшего в народе пастыря – отца Иоанна Сергиева. У себя в Кронштадте, отец Иоанн уже основал несколько учреждений, помогающих самым обездоленным слоям населения, чей прежний удел был нужда и пьянство.

Кронштадтский пастырь не только даёт своё благословение, но и высылает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и пожертвование в размере 100 рублей на нужды общества. [4]
Общество трезвости при Благовещенском соборе Воткинского завода было основано 14 мая 1892 года. «Организация окончательно оформилась три года спустя, когда 7 июля 1895 г. Министерством внутренних дел был утвержден ее устав. Общество было названо Пантелеймоновским в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона, который считался покровителем общества.» [5]
Любопытные подробности о работе Общества можно прочитать в статье известного воткинского краеведа Василия Фёдоровича Бердникова опубликованной в Вятских Епархиальных Ведомостях за 1906 год:
«В общество поступают, согласно устава, лица обоего пола всех сословий, достигшия совершеннолетия, исключая занимающихся продажей спиртных напитков и подвергшихся ограничению прав по суду. Каждый вступающий в число членов обязуется совершенно не пить охмеляющих напитков и в этом отношении служить вообще примером для других…»[6]
Обет воздержания давался перед иконой святого великомученика и целителя Пантелеймона с целованием креста и Евангелия. После этого человек получал именную обетную грамоту, в которой был прописан согласованный и назначенный священником срок воздержания. Для неофитов он составлял несколько месяцев.
«Вятские Епархиальные Ведомости» приводят несколько примеров подобного торжественного обещания. Среди них:
«Помоги мне, Господи, силою креста и евангелия в продолжение (обозначается время) не употреблять никаких спиртных напитков, для спасения своей души и для благого примера на других в этом отношении.» [7]
Если человек справлялся, и желал продолжить членство в Обществе, он просил благословения на новый срок. Сроки могли отличатся в зависимости от личных обстоятельств и назначались по результатам исповеди. Индивидуальный подход (когда священник знал особенности каждого человека) позволял дополнять Обет обещанием воздержания от иных пороков, например курения, сквернословия, азартных игр…
Одной из главных причин как алкоголизма, так и вышеназванных пороков, было отсутствие доступных для жителей заводского посёлка и крестьян культурных развлечений, сравнительная малограмотность и необразованность. Учитывая это, Общество разработало и применило целостный комплекс мероприятий включающих научно-методическую и организационно-массовую работу. Для этого потребовалось специальное помещение.
В самом начале заводской плотины, напротив главного входа в Благовещенский собор, для нужд общества был построен двухэтажный особняк. Деревянный сруб украшали резные крыльцо и наличники, а крыша была покрыта железом. Просторные залы были очень светлыми за счёт множества больших окон, выходящих на улицу и пруд. Здесь расположились чайная-столовая, библиотека и, оборудованный по последнему слову техники, лекционный зал (аудитория).

Дом Пантелеимоновского общества трезвости
Местоположение было выбрано весьма удачно и позволяло «перехватывать» и окончивших смену рабочих, и расходящихся с базара крестьян. Любой прогуливающийся по плотине зевака, оказывался перед красивым особняком с широко распахнутыми дверями. Учреждение стало необычайно популярным.
Бердников отмечал:
«Особенным значением в обществе пользуется чайная – столовая, которая очень усердно посещается не только жителями завода, но и окрестными крестьянами, приезжающими по делам в Воткинский завод. В особенности для бедняков она имеет благодетельное значение: за 3 копейки здесь можно получить порцию (6 стаканов) достаточно хорошаго чая, с соответствующим количеством сахара, а за 2-6 коп. порцию мясных или грибных щей, достаточную для насыщения.
Таким образом в 1904 году было отпущено 51582 порции чая, 18140 порций супа и 38080 мясных и грибных пирожков.» [8]
Это была весьма конкурентная альтернатива любому питейному заведению, к тому же дававшая (помимо пожертвований) дополнительные средства на нужды Общества.
Отобедавший и отдохнувший посетитель, имел возможность ознакомится со свежими газетами и журналами самой разнообразной тематики, а также, мимоходом, узнавал расписание ближайших мероприятий. Сытого и довольного человека куда сильнее тянуло к прекрасному.

Торговые ряды на площади перед собором
«Пантелеймоновское общество трезвости регулярно устраивало народные чтения и беседы. Тематика лекций была довольно разнообразной: она касалась и здорового образа жизни, и общеобразовательных вопросов. Лекции пытались популяризировать, демонстрируя световые картины при помощи «волшебного фонаря». Чтения проводились в праздничные и воскресные дни. В будни религиозно-нравственные беседы вел основатель общества Н.А. Чернышев, он же руководил программой и чтением публичных лекций. В качестве постоянных лекторов приглашались священники, учителя местных училищ, заводские старшие мастера, инженер-технолог и врач.» [9]
«Волшебный фонарь» – это аппарат для проекции изображений. В корпусе устройства размещался источник света и оптическая система из нескольких линз. Он позволял проецировать диапозитивы – нанесённые на стекло фотографические или рисованные изображения.

Волшебный фонарь

«Волшебный фонарь» в Музеи истории и культуры г.Воткинск
Пантелеимоновское общество трезвости имело солидную и периодически пополняемую коллекцию из 800 диапозитивов. Их использование «…в народных чтениях не только помогало лучшему усвоению информации, но и вообще часто с объяснениями лектора заменяло книгу. Диапозитивы иллюстрировали образы правителей и полководцев, места сражений, значимые события в истории России, предоставляя возможность простому народу наглядно увидеть то, о чем им говорит учитель-лектор.» [10]

1812 год. Сожжённая Москва и Фельдмаршал М.И. Кутузов. Диапозитивы конца XIX века.
Так же в лекционном зале имелся «очень хороший граммофон» и периодически пополняемая коллекция пластинок. Благодаря этому, самые простые посетители могли слышать музыку и голоса столичных театров и консерваторий. «Все чтения, исключая религиозно-нравственных, начинаются и оканчиваются выполнением на граммафоне нескольких пьес, по возможности принаравливаемых и соотвечающих содержанию чтений.» [11]
Отец Николай пытался создать и народный хор певчих. Современник отмечал, что
проводимые им беседы «всегда начинаются, сопровождаются в промежутках чтения и оканчиваются пением всеми присутствующими духовных стихир.» [12]

Основатель Общества — Отец Николай Чернышев
Отдельного внимания заслуживает библиотека Общества «состоящая из 2456 томов (переплетов) самого разнообразного содержания».Для сравнения, в уездном Сарапуле, аналогичная библиотека была почти в два раза меньше. [13] По опыту прочих Обществ трезвости, наличие библиотеки с красочными иллюстрированными изданиями существенно повышало количество посетителей.
«При библиотеке имеется довольно обширный зал, по средине котораго расположен большой стол с выложенными на нем ежедневными и еженедельными изданиями. В часы открытия читальни стол этот почти всегда можно видеть окруженным читателями, принадлежащими большею частью к кругу рабочих. В 1904 году читальню посетили до 10000 человек.
Для библиотеки каждогодно выписывается до 18 периодических изданий на сумму 100 руб. и отдельных сочинений по всем отраслям литературы на сумму до 200 руб. Библиотекой пользуются жители завода бесплатно. Постоянных подписчиков для получения из библиотеки книг ежегодно бывает до 350 человек.» [14]
Ещё одной формой допускаемых в Обществе развлечений были вокальные и инструментальные концерты, как духовного, так и светского содержания.
Как видим, деятельность Общества носила самые разнообразные формы. Хотя в основе лежала борьба с пороком пьянства, социальное значение Общества было гораздо шире. «Вятские Епархиальные Ведомости» за 1902 год, в большой обзорной статье про Общества трезвости, давали следующую характеристику:
«Деятельность Воткинскаго общества трезвости довольно значительна и результаты ея заслуживают полной похвалы». [15]
К 1910 году, по уровню потребления алкоголя на душу населения, Россия занимала предпоследнее место в Европе. [16] Таков был результат широкого общенародного трезвеннического движения, свою лепту в которое внесло и Пантелеймоновское общество трезвости при Благовещенском соборе.

Иллюстрация из «Всеобщего русского календаря за 1910 год»
[1] Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости, 1902 г., №11, стр. 602, 603.
[2] Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости, 1902 г., №10, стр. 522.
[3] о.Андрей Чернышев, Храм и приход Благовещенского собора.
Вятские епархиальные ведомости №21, 1 ноября 1863 г., стр. 601.
[4] Бердников В.Ф., Пантелеимоновское общество трезвости в Воткинском заводе // Вятские Епархиальные Ведомости. 1906. №25, стр. 903.
[5] Копинова Н.С., Общества трезвости Вятской губернии во второй половине XIX начале XX века. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2012 г., вып 1, стр. 124. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestva-trezvosti-vyatskoy-gubernii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka
[6] Бердников В.Ф., указ. соч., стр. 903
[7] Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости, 1902 г., №10, стр. 524.
[8] Бердников В.Ф., указ. соч., стр. 904, 905.
[9] Копинова Н.С., указ. соч., стр. 125.
[10] КАРТИНЫ ДЛЯ ВОЛШЕБНЫХ ФОНАРЕЙ. https://stavmuseum.ru/news/kartiny-dlya-volshebnykh-fonarey/
[11] Бердников В.Ф., указ. соч., стр. 904.
[12] Там же.
[13] Копинова Н.С., указ. соч., стр. 125.
[14] Бердников В.Ф., указ. соч., стр. 903, 904.
[15] Общества трезвости // Вятские Епархиальные Ведомости, 1902 г., №10, стр. 537.
[16] По данным издания «ВСЕОБЩИЙ РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА 1910 год». — М., Издание И.Д. Сытина, 1909 г.
Сердечно благодарю за публикацию, освящающую деятельность на ниве трезвости священномученика Николая (Чернышева).