Помогите с идентификацией усадьбы

Помогите с идентификацией усадьбы

ИСТОРИЯ БЕЗ ИСТОРИИ
(По материалам семейного архива)
Уборский А.В.
Исследование родословных корней своей семьи начал несколько десятилетий назад со сбора семейных артефактов у своих близких (и не очень) родственников – писем, документов, фотографий и т.п. Много времени ушло на систематизацию и осмысление собранного богатства, написана и выложена на сайте СВРТ антология «Корни семьи» из 4 томов (10 книг).  
Дошла очередь и до немногих не атрибутированных документов. В их числе и альбом фотографий неизвестной усадьбы.

Изображение

Альбом формата 33х24 см с золотым тиснением на обложке, потертый и слегка потрепанный, что свидетельствует об интересе к нему. 25 листов из толстой качественной бумаги, обрезы золоченые, форзац скреплен винтами. На каждой странице (обороте листа) по одной фотографии большого размера. Фотографии не подписаны. Исследуемый альбом, скорее всего изготавливался под заказ, изготовитель не указан. 
Альбом сразу привлекает внимание фотографией каменного дома.

Изображение


Общая композиция, детали, некоторая вычурность, говорят о вкусе архитектора. Казалось бы, что такой проект не мог быть не замечен историками архитектуры, однако в открытых источниках он не обнаружен. Это придало дополнительный интерес к расшифровке истории появления и жизни в нашей семье альбома. Однако многолетние поиски не дали результата, альбом-сирота оказался в семье случайно. После 1917 года, и в послевоенные годы при массовом строительстве жилья, многие семья освобождались от свидетельств прошлой жизни. А в нашей семье бережно относились к таким артефактам, и кто-то просто передал попавшийся в руки неизвестный альбом. 
Четыре фотографии посвящены, как я полагаю, главному объекту фотосъемки – каменному дому. На Фото 2  видны тени деревьев на стене дома, листва с рябины облетела, ягоды остались, вторая – зимой с того же ракурса.

Изображение

Также глубокой осенью сделана фотография (Фото 3) с противоположного ракурса. Мы видим фасад (предположительно)  дома с расчищенной от древесной растительности площадкой перед домом и открытой террасой на колоннах при входе. Вид на фасад с доминирующим шпилем открывается, скорее всего, с подъездной дороги.

Изображение


Еще одна фотография (Фото 4) – вид на левую сторону дома от предполагаемого фасада. На переднем плане водоразборная колонка, у основания шпиля на земле размещена какая-то хозяйственная постройка. Столб с двумя изоляторами для электропроводки и водоразборная колонка свидетельствуют, что дом построен в конце 19 – начале 20 вв.
Есть еще фотографии хозяйственных построек, обслуги, управляющего, гостевого деревянного дома и другие, малозначащие для поиска. 

Изображение

ИзображениеИзображение

Очевидно, что усадьба в представленном виде строилось для представителей новой буржуазии. На последней фотографии альбома открытая раковина театральной площадки. Видимо заказчик предполагал, что среди гостей (или новых хозяев) будут любители сцены. Но это указывает на то, что усадьба располагалась в удобной доступности от железной дороги, что тогда имело немаловажное значение.

Изображение

Но главное в этой истории не владелец или заказчик, а архитектор. Может быть исторические катаклизмы стерли с лица земли этот памятник, может быть что-то осталось. Но память о небесталанном созидателе должна жить в учебниках, справочниках. И фотографиях – но не безымянных.
Пересечённый рельеф указывают, что усадьба, вероятнее всего, находилась в пределах Валдайской возвышенности в России. Но как такой заметный объект мог сгинуть без следа? На страницах интернета опубликовано масса старых сохранившихся фотографий и современных, однако ничего похожего не выявлено. 
Скорее всего усадьба не нашла своего покупателя до 1917 года. Вряд ли она была разрушена в годы гражданской войны. Скорее всего разграблена, деревянные строения могли быть вывезены новыми властями, шпиль, как символ ненавистного прошлого, сбит, а каменный дом мог использовался для текущих целей (больница, детский дом, дом отдыха и т.п.). Но фотографировать было уже нечего. Но в местных архивах могла сохраниться информация по использованию усадьбы. 
В годы ВОВ, если её каток прокатился по территории усадьбы, каменный дом на возвышенности был хорошей целью для обеих сторон. Могли и взорвать. А кирпичи после войны были использованы местными жителями на восстановление жилья. Но и местные архивы, и старожилы, и их внуки многое помнят. Прочитайте мой очерк «Правда о неправде» в томе 3 антологии «Корни семьи».
То, что усадьба утрачена – печально, но не настолько, чтобы не попытаться вписать её в утраченные памятники архитектуры, и найти автора проекта.

19:40
0
Андрей Уборский 1 месяц назад #

Пришла информация из Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области, что похожие усадьбы были в Мошенском районе  д.Петрово (Боровичский уезд) и в Шиманском районе д.Каменка. Кто знает эти края?

0
Андрей Уборский 1 месяц назад #

Увы! Мимо, но Выбити в  Каменке стилистика чем-то похожа. Спасибо тем, кто оставил фотоистории.

0
Битков Артём Юрьевич Битков Артём Юрьевич 9 дней назад #

Я по поиску 3 фото смог найти похожий дом. Он конечно отличается внешней архитектурой (менее богат), но тем не менее есть схожие моменты, которые больше негде не использовались в таком наборе. 

Фото из польской газеты (Краков) 1907 года, но само здание, как я понял, принадлежит Т.Г. Соколову и находится в городе Бучач (Украина).

Это новое здание преподобного епископа Бандурского. Возможно стоит поискать в этом направлении, может у вас в роду были священнослужители.

Подпись под фото: Фот. Льньеманд, Бучач. Новая площадь Сокола: недавно построенное здание Сокола в Бучаче.

Сама газета доступна по ссылке, страница № 16: 

https://jbc.bj.uj.edu.pl/dlibra/publication/123402...

jbc.bj.uj.edu.pl/dlibra/publication/123402/edition/115854/content

Изображение

0
Битков Артём Юрьевич Битков Артём Юрьевич 9 дней назад #

Перевод статьи с польского:

Новый объект Сокола,

Накануне большого торжества соколичей в связи с сорокалетием Львовского гнезда, этой матрицей польского Сокольничества, состоявшегося в Бучаче, на восточных границах нашего Крайна, за счет энергии и профилактики нескольких храбрых дружинников: п. Зыча, бар. Блажовского, Буржинского и И. планы красивого сооружения он выполнял, а затем лично их выполнением руководил неутомимый в работе соколей. дружок Гебарович. По случаю канонического визита он совершил в минувшее воскресенье торжественное освящение нового здания преподобного епископа Бандурского. В торжестве приняли участие, кроме местного Сокольничества и из близлежащих гнезд интеллигенции из Бучача и из окрестностей, духовенство, мещане и власяне. Были и нынешние депутаты многих обществ, как «польские аграрные круги», Т. С. Л., польские мещане" костры " и т.

После торжественного акта освящения в Большом зале нового здания Сокола состоялся скромный прием в честь достойного гостя и участников освящения здания. За столом сидели около 200 человек из всех сфер. Во время собрания был произнесен ряд возвышенных, патриотических речей, между которыми в первую очередь следует упомянуть прекрасную, наполненную глубокими мыслями речь Златоуста архипастыря. Он призывал Сокольство и всю польскую общину к усердной работе в области осознания как можно более широких слоев, к укреплению силы и духа народа, к воспитанию веры и родной речи, а вдохновенные слова уважаемого священника-патриота произвели огромное, надолго неизгладимое впечатление.

В сегодняшнем номере мы включаем портрет епископа Бандурского в богослужебных одеждах и фотографическое фото нового здания Сокола в Бучаче и группу участников во время приема.

Подробнее о доме и его архитекторе

https://pl.wikipedia.org/wiki/Budynek_Towarzystwa_...

0
Битков Артём Юрьевич Битков Артём Юрьевич 9 дней назад #

Предпоследняя фотография тоже очень интересна тем что на козырьке «солнечный» полукруг. Я смог только одну фотографию найти в подобной стилистике.

Москва. Дача Эриха Виллера. 1909 год. Около пересечения современной Товарищевской улицы и Севанской улицы.

https://dzen.ru/a/Y5r8Ezye1khIVQVG

Изображение

Поиск на сайте

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.