Вовлеченность экспертов в программы патриотического воспитания

Тип статьи:
Авторская

Основанный при моем содействии в 2014 г. ВПК «Севастополь» (г. Екатеринбург) на протяжении многих лет реализует курс на активное привлечение экспертов – специалистов в различных сферах – к работе с детьми и юношеством, в каждом конкретном случае ситуативно подбирая наилучший формат взаимодействия: живые встречи, встречи онлайн, онлайн-экскурсии, видеолекции, интернет-церемонии. Необходимо отметить, что все перечисленные мероприятия имеют много общих черт, в силу чего могут при необходимости с легкостью комбинироваться в одно мероприятие, совмещающее достоинства и возможности каждого из перечисленных.

Наиболее востребованной и продуктивной формой подобных мероприятий можно назвать встречи онлайн, которые в арсенале инструментов ВПК «Севастополь» носят рабочее название «встречи онлайн с интересными людьми». В рамках данного мероприятия патриотические отряды встречаются дистанционно (в режиме онлайн) с одним специалистом или с группой специалистов для общения по заранее выбранной теме. ВПК «Севастополь» по состоянию на декабрь 2023 г. проведено около 40 встреч онлайн с интересными людьми в рамках патриотических программ по истории Великой Отечественной войны и истории советской и российской космонавтики.

На встречи приглашаются: (а) профессиональные историки и другие ученые; (б) архивные работники; (в) музейные работники, включая персонал музеев-заповедников; (г) краеведы и популяризаторы науки; (д) деятели культуры (писатели, художники); (е) офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации; (ж) ветераны боевых действий; (з) космонавты и специалисты космической отрасли; (и) специалисты другого профиля, приглашаемые сообразно тематике текущей программы.

Например, программу «80 лет битве под Москвой», в которой участвовали 64 патриотических отряда из 19 регионов России, дополняли 9 встреч онлайн с интересными людьми. С ребятами пообщались и ответили на их вопросы:

  • Блохин Андрей Николаевич, экскурсовод 1-й категории, лауреат «Лучший музейный работник – экскурсовод города Москвы» в 2015 и 2018 гг. (Музей обороны Москвы);
  • Бунтов Евгений Владимирович, ветеран Афганской войны, поэт, автор-исполнитель, член Союза писателей России, директор и продюсер культурного центра «Солдаты России»;
  • Глотов Владислав Иванович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела публикации и использования документов ГКУ МО ЦГАМО;
  • Евсеева Татьяна Ильинична, главный методист отдела научно-исследовательской и методической работы Государственного архива Тульской области;
  • Иванихин Павел Маркович, кандидат военных наук, доцент ВУНЦ «ОВА СВ»;
  • Козлова Оксана Юрьевна, заведующая отделом обслуживания учащихся среднего и старшего возраста ГУК ЛНР «Луганская библиотека для детей»;
  • Лазарева Елена Александровна, начальник отдела по военно-патриотической работе ФГБУ «ЦМВС РФ» Минобороны России (Центрального музея Вооруженных сил);
  • Малинникова Светлана Владимировна, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ФГБУ «ЦМВС РФ» Минобороны России (Центрального музея Вооруженных сил);
  • Мельник Елена Александровна, заведующая отделом научно-методической работы ГУК ЛНР «Луганская библиотека для детей»;
  • Склярова Елена Александровна, старший научный сотрудник Литературного музея В.И. Даля ГУ ЛНР «Музей истории города Луганска»;
  • Слободян Юрий Петрович, начальник Штаба Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр «Пост №1» Волгограда»;
  • Суворкин Тимур Евгеньевич, художник и популяризатор науки, участник образовательных проектов ВПК «Севастополь»;
  • Уланов Филипп Игоревич, научный сотрудник научно-исследовательского отдела ФГБУ «ЦМВС РФ» Минобороны России (Центрального музея Вооруженных сил).

Встреча-онлайн дополняет и расширяет основную образовательную программу, знакомит аудиторию с новым материалом. В рамках встречи приглашенный эксперт выступает перед отрядами с лекцией, демонстрирует презентацию (архивные документы, фотодокументы, вещественные находки), затем общается с аудиторией и отвечает на вопросы юных патриотов. Данный формат взаимодействия является базовым, от него проектируются любые другие дистанционные мероприятия (видеолекции, экскурсии и др.).

Вовлечение сторонних экспертов в педагогический процесс патриотических организаций, когда носит плановый, системный и постоянный характер, способно значительно повысить эффективность существующих программ патриотического воспитания за счет содержательного многообразия учебных форм в рамках основного репертуара деятельности. Перечислим важнейшие достоинства и выгоды экспертного участия:

1) Приглашенный эксперт обладает большим объемом знаний по тем или иным вопросам, чем руководитель ВПК, отчего участие специалиста в учебной программе повышает эффективность патриотического просвещения и способствует реализации концепции опережающего обучения, проводящей юного патриота через расширенные формы получения исторических и историко-краеведческих знаний. В итоге дети обогащаются новыми знаниями, открывают новые горизонты, узнают массу вещей, о которых не подозревали прежде.

2) Огромную пользу приносит привлечение экспертов к оценке конкурсных работ, докладов, презентаций, подготовленных юными патриотами по какой-либо заданной теме: эксперт не просто ставит оценку, но разбирает сильные и слабые стороны проверенных работ, намечает пути к их улучшению, сообщает какие-то новые сведения по затронутым вопросам и дает разъяснения к трудным моментам, которые ребенком не были поняты или были поняты не вполне верно.

3) Экспертное участие способствует воспроизводству ценностного контекста, в котором запечатлевается историческая память, через авторитетность специалиста. Юные патриоты в таком общении впервые приучаются отличать носителей глубоких знаний от «диванных экспертов», самозванных блогеров и «троллей», заполонивших собой информационное поле в интернете. В детях воспитывается потребность работать с информацией из надежных источников, критически фильтровать поток данных, отсеивать фейки.

4) Экспертное участие ориентирует воспитательную работу ВПК на формирование и реализацию личностных перспектив развития детей и юношества. Эксперт задает верный вектор личностного развития юным патриотам уже тогда, когда подсказывает книги и журналы для чтения, фильмы для просмотра, сайты и видеоканалы (Rutube или Youtube) для посещения. Но, если смотреть на общение детей со специалистами в целом, то вектор развития задается еще и тем, что подобное общение способно пробудить жгучий интерес к определенным областям деятельности, например, интерес к изучению военной истории, интерес к занятиям краеведением и т.д.; особое место вызывает интерес к военной службе. В известном смысле экспертное влияние помогает и в вопросе профориентации.

5) Освоение детьми культуры уважительного отношения к народному подвигу является другим плюсом от общения с приглашенным специалистом. Например, сведения о героях Сталинградской битвы воспринимаются ребенком с большим интересом и эмоциональным подъемом, когда получены из первых рук, то есть услышаны из уст авторитетного специалиста, работающего в музеях, архивах или ВУЗах города-героя Волгограда.

6) Знакомство с примечательными личностями способно подарить ребенку воодушевление и мотивацию к патриотической работе. Общение с ними вырывает ребенка из прежнего узкого круга школьного общения и вводит в мир больших людей и больших поступков, а подчас задает нравственные ориентиры – и ребенок ставит перед собой большие благородные цели. В первую очередь положительный эффект оказывает общение с лауреатами высоких государственных наград, в особенности – с награжденными званием Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации. В результате у ребенка появляются новые примеры для подражания. Скажем, при обсуждении героизма и смелости полезно пригласить на встречу летчиков-космонавтов.

7) При общении с интересными людьми в глазах ребенка повышается значимость его собственной «малой» патриотической работы, которой он занят в своем ВПК – такой, как уход за памятниками, участие в парадах и социальных акциях, помощь музеям, шефство над младшими классами в школе и т.д. Разумеется, никакая патриотическая работа не бывает «малой», отчего слово это и было взято в кавычки; тем более важно освободить ребенка от чувства «малости», от возможной неудовлетворенности повседневными делами в ВПК.

8) Если говорить о психологических эффектах общения с интересными людьми, то приглашенный эксперт – это новый человек в кругу детского общения, он не похож на руководителя ВПК и обладает иными знаниями и иным педагогическим подходом, отчего производит на детей сильное впечатление: необычная подача материала, обилие новых фактов, увлекательнейшие экскурсы в смежные темы, неожиданная постановка вопросов. Так, художник и популяризатор науки Тимур Евгеньевич Суворкин на встрече с патриотическими отрядами 14 октября 2021 года, существенно обогатил и расширил учебную программу по истории Московской битвы увлекательной лекцией о художниках, запечатлевших эту битву или трудившихся над агитационными плакатами в дни этой битвы. Аналогично каждая другая встреча, организованная ВПК «Севастополь», включала в себя некий тематический экскурс, дававший юным патриотам иной, более широкий взгляд на историю Отечества.

9) Подготовка юных патриотов к встрече с интересным специалистом сама по себе является важной частью патриотического воспитания. Каждому отряду-участнику дается задание для командной работы по поиску и формулировке вопросов к специалисту. Поиск вопросов налагает на отряд определенную ответственность, учит ребят серьезно относиться к образовательным мероприятиям, а также уважать чужое время.

10) Приглашенный эксперт обогащает знаниями не только юных воспитанников ВПК, но и их взрослых наставников. Руководитель ВПК может получить от специалиста ценную консультацию и независимую оценку продуктивности программ ВПК (уроков, конкурсов, чемпионатов, олимпиад, иных мероприятий). Также эксперт может высказать рекомендации и пожелания по дальнейшему совершенствованию этих мероприятий, улучшению их формата; может подсказать, какими новыми проектами желательно дополнить существующие программы (диктантами, фестивалями, викторинами и проч.).

Коллектив Клуба «Севастополь» благодарит всех специалистов, которые откликнулись на наши приглашения и участвовали в онлайн-встречах с патриотическими отрядами.
Мы надеемся и в дальнейшем встречать подобный отклик и поддержку. Уважаемые специалисты! Нам необходимо ваше сотрудничество. Затратив всего час своего времени, вы сможете передать свои обширные знания и свои патриотические чувства подрастающему поколению – ребятам из десятков отрядов и десятков регионов нашей страны.

Паспорт программ ВПК «Севастополь» (PDF): https://disk.yandex.ru/d/vgH_xBs9PnuajQ

0
Бердышев Сергей Николаевич Бердышев Сергей Николаевич 1 месяц назад #

Доброго дня всем! На сайте явно необходим раздел «Педагогика», куда и следовало бы размещать подобные публикации. Ведь воспитательная и просветительская работа с детьми и юношеством — одно из основных направлений деятельности краеведов… И да, уважаемые краеведы, если вам интересно подключиться к программам Клуба «Севастополь» (причем, не только учебным), заходите на наш сайт (там есть контакты руководства) или свяжитесь напрямую со мной. В следующей статье я планирую рассказать вам о проводимом нами конкурсе историко-краеведческих эссе «Малые заводы Урала в годы войны».

0
Администратор Администратор 1 месяц назад #

Добрый день, Сергей Николаевич!

В принципе раздел «История и теория краеведения» задумывался для этих целей, а может сделать еще отдельно раздел «Методика»? Он будет шире, туда много что подойдет?

0
Бердышев Сергей Николаевич Бердышев Сергей Николаевич 1 месяц назад #

Доброго времени суток! Я как-то сразу не подумал про этот раздел. Можно, кстати, оставить его прежним, но поменять название: «История, теория и методика краеведения», что даст сигнал о расширении тематики. Посмотрим, что скажут по этому поводу другие члены Союза.

0
Администратор Администратор 1 месяц назад #

Спросили председателя, он поддержал идею переименования рубрики. Сделано!

Краеведческая карта

Поиск на сайте